Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Дружественный визит — недружественный прием

24.08.2011 16:53

Флагманский корабль 6-го флота ВМС США "Маунт Уитни" (USS Mount Whitney (LCC/JCC 20)) 26 августа текущего года должен зайти с визитом в Севастополь. "Маунт Уитни" считается самым совершенным командным кораблем американского флота, способным, кроме обеспечения операций, вести активную разведывательную деятельность. Старшим на корабле является командующий 6-м флотом вице-адмирал Гарри Гаррисс.

В августе 2008 года "Маунт Уитни" стал первым кораблем НАТО, доставившим в грузинский порт Поти якобы гуманитарные грузы для пострадавших во время конфликта в Южной Осетии. Не случайно тогда МИД России выразил по этому поводу озабоченность и сомнения в гуманитарном характере миссии боевого корабля. Многие военные аналитики считают, что под видом гуманитарной миссии на корабле было переправлены вооружение и военные инструкторы.

Интересен и тот факт, что в ноябре 2008 года "Маунт Уитни" уже заходил в порт Севастополя, но из-за анти-НАТОвских протестов в городе, проводимых русскоязычным населением, команда так и не смогла сойти на берег. Скорей всего и этот заход в порт будет сопровождаться акциями протеста севастопольцев.

С 19 марта 2011 года, до передачи командования коалиции, "Маунт Уитни" выполнял миссию в Средиземном море как командное судно по обеспечению Резолюции Совета Безопасности ООН 1973 против Ливии.

Появление в водах Черного моря американских кораблей всегда считается опасным нарушением международных соглашений о порядке прохода судов через проливы Босфор и Дарданеллы. В соответствии с конвенций Монтре, право на вход в Черное море имеют только боевые корабли стран, выходящих к черноморскому побережью. У США соответственно такого права нет и быть не может. Кстати, конвенция Монтре в мирное и в военное время сохраняет свободу прохода через пролив только торговым судам всех стран. Но режим прохода военных кораблей, особенно нечерноморских стран, всегда находится под строгим контролем. Особенно рьяно за порядком следит Турция. Даже черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса только при условии предварительного уведомления Анкары. Для военных же кораблей других стран введены существенные ограничения по классу (мелкие надводные корабли) и по тоннажу.

Кстати, Турция справедливо считает, что в Черном море действует достаточное количество структур и механизмов (ОЧЭС, "Блэксифор", "Черноморская гармония"). Появление же в регионе новых игроков, имеющих долгосрочные интересы, часто не совпадающие с позициями отдельных Причерноморских стран, может серьезно дестабилизировать ситуацию. Одно это обстоятельство способно нарушить и без того хрупкий баланс сил и интересов в этом пока еще спокойном регионе.

Но Америка не оставляет попыток "застолбить" черноморский регион. Для этого США в последнее время тесно взаимодействуют с Румынией и Болгарией. С этими странами в 2005 году подписаны соглашения о создании на их черноморском побережье американских военно-морских баз. Официально было заявлено, что они необходимы для "поддержания коммуникаций с воинскими группировками в Ираке". Сомневаться, что эти базы останутся, если даже американцам окончательно придется уйти из Ирака, не приходится. Например, на одной из них (в районе аэродрома близ Констанцы) уже размещена штаб-квартира восточноевропейской оперативной группы Пентагона.

Но, чтобы освоить важный в оперативном отношении район и начать действовать, корабли американских ВМС должны знать гидрологию, гидрографию, а также систему базирования и навигационных знаков в этом месте. Для этого американцы стараются участвовать во всех учениях и совершить как можно больше "дружественных визитов" в порты. Например, совсем недавно в Одессе в рамках учений "Си бриз-2011" побывал "в гостях" крейсер ПРО "Монтерей". В это же время еще один американский крейсер того же назначения находился у берегов Румынии и Болгарии.

Вашингтон пытается усилить свое влияние на Черноморский регион не только потому, что здесь проходят важные транспортные и энергетические маршруты, а также вблизи (Каспий, Южный Кавказ) имеются богатые месторождения углеводородов и других полезных ископаемых. Достаточно отметить, что этот регион не лишен геополитических противоречий и имеет горячие точки, конфликты, в разрешении которых Пентагон наверняка в ближайшем будущем захочет поучаствовать. Неисключено также, что США, не прийдя к единому мнению с Западной Европой о размещении ПРО, пытаются найти новых союзников (Грузия, Азербайджан, Украина и т.д.) и площадки для размещения своих радаров и противоракет. Не просто же так в июне текущего года на совместных украинско-американских учениях "Си бриз-2011" заходил в Черное море ракетный крейсер ВМС США "Монтерей", оборудованный противоракетной системой "Иджис".

Так что смена курса украинских властей вызывает недоумение. Россия вроде бы рассчитывала на поддержку Киева, и доказательством тому были первые встречные шаги Виктора Януковича на президентском посту (объявление о нейтралитете и невхождении в блок НАТО). Как оказалось, Украина не отказалась от сотрудничества с Альянсом, а наоборот, тайно наращивает свое сотрудничество с НАТО. Причем официальный Киев обсуждает с представителями Альянса безопасность в Черноморском регионе и будущее ЧФ РФ, а также вопросы противоракетной обороны. Интересно, на что делают расчет украинские власти, ведя подобную политику двойных стандартов? Россия, естественно, при таком положении дел будет считать, что ее безопасность под угрозой.

Справка:

USS Mount Whitney (LCC/JCC 20) вступил в строй 16 января 1971 года. Назван в честь горы Уитни, самой высокой горы хребта Сьерра-Невада (шт. Калифорния).

Участвовал в операциях в Атлантическом океане, Средиземном, Карибском морях, Индийском океане. В 1994 г. задействован в операции на Гаити. С 2005 года — флагманский корабль 6-го флота США, базируется в итальянском порту Гаэта.

Основные ТТХ Blue Ridge class

Длина: 190 м

Ширина: 32 м

Водоизмещение: 18.900 т

ЭУ: 2 паровых котла, турбина, 1 линия вала, 22000 л.с.

Скорость: 23 узла

Авиация: может нести любые вертолеты (кроме CH-53 "Sea

Stallion")

Экипаж: 52 офицера, 790 л/с

Серия:

LCC-19 "Blue Ridge", Yokosuka, Japan

LCC-20 "Mount Whitney", Norfolk, Va.