Противоракетная оборона: добро или зло
05.12.2012 16:03
В Московском центре Карнеги состоялась презентация монографии "Противоракетная оборона: противостояние или сотрудничество?" под редакцией А.Г.Арбатова и В.З.Дворкина. Эта работа была подготовлена в рамках программы "Проблемы нераспространения" и опубликована в издательстве "Российская политическая энциклопедия".
Актуальность монографии очевидна. В руководящих кругах и экспертных сообществах заинтересованных стран пока нет четкого понимания состояния и перспектив развития систем ПРО, большая часть россиян вообще воспринимает проекты по созданию зарубежных ПРО как нечто абстрактное и не представляющее никакой угрозы безопасности страны.
Бывший посол США в России Джон Байерли дал такую оценку перспективе развертывания в Европе новых элементов американской ПРО: "Я знаю однозначно, что предлагаемый проект ПРО в Европе никоим образом не угрожает России, не может, не намерен угрожать России", – заявил Байерли. – "Но я также понимаю, что пока российское правительство с этим не согласно, российские военные имеют на этот счет другую точку зрения. Так что, если мы действительно хотим продолжать развивать наши отношения в нужном направлении, обязательно нужно научиться слушать и слышать друг друга". Бывший американский дипломат заявил, что он на 100 процентов убежден, что именно вопрос ЕвроПРО "будет являться одним из приоритетных пунктов повестки дня встречи в будущем году" президентов Б.Обамы и В.Путина. С последним его прогнозом нельзя не согласиться.
Действительно, в Кремле весьма настороженно встречают все инициативы Запада в отношении развития систем ПРО. Якобы, создание ЕвроПРО нарушит сложившийся баланс сил между РФ и США, подорвет, так называемую, стратегическую стабильность, и России придется вновь наращивать свой ракетно-ядерный потенциал. Не случайно, проблема ЕвроПРО становится как бы "камнем преткновения" в политико-дипломатических отношениях России с США и странами НАТО. Прямо противоположные взгляды на эту проблему внутри российского общества и, естественно, за рубежом требуют новых глубоких исследований ученых и экспертов. Очевидно, что истина, как часто бывает в таких случаях, оказывается где-то посредине. Не случайно, авторы озаглавили свою книгу: "Противоракетная оборона: противостояние или сотрудничество". То есть, создание новых систем ПРО в Европе и других странах может вызвать виток новой гонки вооружений и привести к охлаждению отношений России со своими западными партнерами, а может послужить основой их будущего сотрудничества в военной и военно-технической областях.
Как отмечается во введении к данной монографии, идея взаимодействия в развитии и использовании систем ПРО была принята в ноябре 2010 года на саммите Россия-НАТО в Лиссабоне при максимально благоприятных политических условиях. "Перезагрузка" российско-американских отношений достигла тогда пика после подписания нового Договора по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ). В течение нескольких последующих лет были созданы контактные группы на правительственном уровне России и стран НАТО и влиятельные комиссии экспертов.
Они разработали предложения о принципах и первых практических шагах такого сотрудничества, в частности, о создании Центра по обмену данными систем предупреждения о пусках ракет (ЦОД) и Центра согласования оперативной совместимости систем ПРО, возобновлении совместных противоракетных учений, выработке общей оценки ракетных угроз, проработке вариантов архитектуры совместной системы и пр. Однако уже в конце ноября 2011 года президент России заявил о провале переговоров с США по вопросу совместной системы ПРО в Европе. Одновременно он заявил о российских ответных мерах военного характера.
Теме поисков возможных компромиссов по ЕвроПРО и создания благоприятных условий для возобновления переговоров по этой проблематике и посвящена настоящая коллективная монография. Книга состоит из трех частей и 17 глав.
Содержанием первой части книги являются главные теоретические предпосылки ПРО как особого класса оружия, предыстория его развития, ход переговоров об их ограничении. Первая глава (М.Ходаренок) посвящена принципиальным особенностям и требованиям строительства и функционирования ПРО. Втора и третья главы (П.Подвиг и Дж.Льюис) детально рассматривают историю разработки и развертывания систем ПРО в СССР и США до 2000 г. Четвертая глава (В.Колтунов) прослеживает ход переговоров между СССР и США по ограничению систем ПРО с конца 60-х годов прошлого века и до начала нового столетия.
Вторая часть книги посвящена задачам, техническим характеристикам систем и программ ПРО на современном этапе, переговорам о сотрудничестве России и стран НАТО в этой области. В пятой главе (М.Фицпатрик и М.Эллеман) представлена оценка ракетных угроз со стороны ряда "проблемных" режимов, на отражение которых направлена программа США в Европе и на Дальнем Востоке. В шестой главе (Д.Уилкенинг) анализируются современное состояние и перспективы развертывания ПРО США/НАТО. Седьмая глава (Е.Мясников) посвящена техническим и стратегическим аспектам новейших высокоточных вооружений в неядерном оснащении, которые вызывают опасения России и против которых в значительной мере направлена ее приоритетная программа Воздушно-космической обороны (ВКО). Сама программа всесторонне исследуется в восьмой главе (В.Есин). Новейший этап переговоров России-США/НАТО по совместному развитию ПРО прослеживается в девятой главе (В.Литовкин).
В третьей части книги ПРО анализируется как фактор глобального стратегического баланса и режимов нераспространения ядерного оружия и его носителей, как возможная сфера сотрудничества держав в борьбе с новыми угрозами безопасности, а также как важнейший современный элемент военно-политических отношений ведущих государств и союзов мира. В десятой главе (В.Пырьев, В.Дворкин) анализируется ключевой вопрос: является ли программа ПРО США/НАТО угрозой для российского потенциала ядерного сдерживания и в целом для стратегической стабильности? Одиннадцатая глава (В.Дворкин) посвящена возможностям, проблемам и преимуществам сотрудничества США/НАТО и России в развитии и использовании систем ПРО.
Тринадцатая и четырнадцатая главы (С.Ознобищев и Э.Риди) рассматривают вероятное влияние систем ПРО на режимы нераспространения ракетных технологий и ядерного оружия. В четырнадцатой главе поднята малоизученная тема отношения КНР к системам ПРО других держав, в пятнадцатой анализируются региональные программы ПРО третьих стран (Ближний Восток, АТР). В шестнадцатой главе (А.Арбатов) рассматриваются проблемы сотрудничества по ПРО России, США/НАТО, Китая. В семнадцатой главе (А.Арбатов) анализируются стратегические аспекты противоречий держав вокруг ПРО и причины неудачи переговоров 2010-11 гг., предлагаются пути достижения успеха в будущем.
В основу монографии положена идея представить проблематику ПРО максимально многогранно, в совокупности ее исторической эволюции и военно-технических, стратегических, политических и правовых аспектов. В книге представлены различные мнения специалистов по этой теме, чтобы помочь заинтересованному российскому и зарубежному читателю самому выработать свою точку зрения на эту проблему.
Новейшая история знает немало примеров, когда недостаточно высокий уровень боеготовности и боеспособности систем ПВО и ПРО приводили к скоротечному поражению стран в современных войнах и вооруженных конфликтах (Югославия, Ирак, Ливия). Актуальность темы подтверждена и последними событиями на Ближнем Востоке, когда в ноябре 2012 года в результате, так называемой, "восьмидневной палестино-израильской войны" противниками были выпущены с обеих сторон более тысячи ракет и антиракет. По данным израильских военных, их противоракетной системе "Железный купол" удалось перехватить 84 % палестинских ракет, что существенно снизило уровень потерь в живой силе и разрушений на территории Израиля. "Железный купол" входит в создаваемую Израилем многоуровневую систему противоракетной и противовоздушной обороны.
Ее дополняют системы "Стрела" (Arrow) среднего и дальнего радиуса действия, а также комплекс среднего радиуса действия "Праща Давида" (он же "Волшебная палочка", David's Sling и Magic Wand), испытания которого Израиль провел вскоре по завершении военной операции "Облачный столп". Точные сроки принятия "Пращи Давида" на вооружение пока не известны. По оценкам ЦАХАЛа, с введением в строй всех трех противоракетных комплексов Израиль полностью защитится как от ракет и снарядов любых типов, так и от возможного авиаудара. Следует также иметь в виду, что Президент США Б.Обама пообещал руководству Израиля в самые кратчайшие сроки оказать необходимое содействие со стороны Пентагона в совершенствовании израильской системы ПРО. США и их арабские союзники создают масштабную систему противоракетной обороны в регионе Персидского залива для защиты нефтяных объектов и военных баз от потенциальной ракетной угрозы со стороны Ирана. Об этом сообщила газета "Нью-Йорк таймс" со ссылкой на представителей администрации Б.Обамы и недавно обнародованные документы Пентагона.
Как отмечает издание, эта система ПРО будет включать американские радары раннего обнаружения, ракеты-перехватчики и единый командный и информационный центр. Важную роль в обеспечении противоракетной обороны также будут играть находящиеся в регионе на постоянной основе авианосцы, крейсера и эсминцы ВМФ США, оснащенные многоцелевыми зенитно-ракетными комплексами "Иджис".
С целью развертывания единой системы ПРО министерство обороны США уже поставило монархиям Персидского залива - Кувейту, Саудовской Аравии, Катару, Бахрейну, Оману и ОАЭ - оборудование на десятки миллиардов долларов США. Только Кувейт получил ракеты, пусковые установки, радары и другое вспомогательное оборудование на сумму около 6,5 млрд. долларов. В Катаре идет развертывание мощной станции радиолокационного слежения (РЛС), работающей в сантиметровом диапазоне. Такие установки, производимые американской корпорацией "Рейтион", способны обнаруживать и отслеживать объекты размером с бейсбольный мяч на удалении около 4,7 тыс. км. В соответствии с планами Пентагона, станция РЛС в Катаре станет наиболее важной составляющей американской системы ПРО в регионе. Якобы, контракт на ее размещение стоит 12,2 млн. долларов, два аналогичных радара США продали ОАЭ. Как и ЕвроПРО, система ПРО Персидского залива, по замыслам Вашингтона, будет играть и весьма важную политическую роль в деле дальнейшей интеграции американских региональных союзников. Уже сейчас Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) зачастую называют "мини-нато". Параллельно, под эгидой США, развиваются системы ПВО И ПРО Турции и Ирака.
США ведут также активные переговоры в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами по вопросу ускоренного создания региональной системы ПРО. Свои программы ПРО имеются и у других стран региона, в первую очередь, у Китая, Индии и Пакистана.
Похоже на то, что развитие национальных и региональных систем ПРО становится одним из приоритетных направлений военного строительства современных государств и весьма чувствительным пунктом в международной повестке дня любых переговоров по сохранению стратегической стабильности. Есть определенная уверенность в том, что вышедшая в свет монография под редакцией известных российских ученых - академика РАН А.Арбатова и профессора В.Дворкина - найдет широкий круг своих читателей и послужит делу дальнейшей разрядки международной напряженности.

