Кому мешает 309 наблюдательный пост российских миротворцев?
18.09.2006 11:40
Общеизвестно, что российско-грузинские отношения переживают не лучшие времена. Несмотря на то, что и в российском, и в грузинском обществе существует явное желание восстановить те традиции, которые создавались многими поколениями, пока они развиваются по схеме "шаг вперед ? два шага назад", и конца этому не видно. Но это всего лишь эмоционально-политическая оценка.
Как известно, наиболее сложным вопросом во взаимоотношениях двух стран является проблема территориальной целостности Грузии и присутствие российского миротворческого контингента в зонах грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов. Поиски взаимоприемлемого решения о статусе Абхазии и Южной Осетии являются как сферой сотрудничества, так и камнем преткновения между Россией и Грузией. При этом в самих республиках предпочтение отдается посредничеству России.
В последнее время отчетливо обозначилась тенденция все более жесткой критики российских миротворцев с грузинской стороны. Они обвиняются в том, что якобы "не смогли решить ни одной из имеющихся проблем, представляют препятствие на пути политического урегулирования конфликтов". Отсюда и решения грузинского парламента о прекращении миротворческой операции, призывы к ее переформатированию и интернационализации.
Более того, грузинский МИД обвинил военнослужащих 309 наблюдательного поста КСПМ СНГ, размещенного в районе крепостных сооружений 18 века в н.п. Анаклия Зугдидиского района, в "беспощадном истреблении этой важнейшей части грузинской культурно-исторической наследственности" и потребовал его передислокации. Появились и апелляции к мировой общественности, ЮНЕСКО и другим международным организациям "дать должную оценку сложившейся ситуации". В этой связи не может не вызвать удивление время, выбранное для подобных эскапад. Наблюдательный пост на прилегающей к историческому памятнику территории существует с 1994 года. А вспомнили о нем только сейчас. Аналогичные крепостные сооружения, расположенные рядом с районным центром Зугдиди, выглядят гораздо более разрушенными, хотя там и нет российских миротворцев.
Думается, что весь этот всплеск претензий к России ? не что иное, как идеологическое прикрытие внутренних трудностей, переживаемых Грузией, а также следствие влияния внерегиональных политических сил, заинтересованных в выдавливании России из Кавказского региона.
Ситуация, безусловно, накаляется, на первый план выходят эмоции, а это порождает все более жесткие и непродуманные заявления, в том числе и военного характера со стороны грузинских официальных лиц самого высокого уровня. И в этом, кстати, кроется большая опасность. Если хоть на минуту выпустить ситуацию из-под контроля, то волей лидеров могут завладеть "страсти", как это называл известный французский историк Первой мировой войны Пьер Ренувен, и тогда события будут следовать вслед за дьявольской логикой войны. В истории это уже давно аксиома.
Между тем свой мандат по разъединению сторон, поддержанию мира и стабильности в зонах конфликтов российские миротворцы выполняют четко. Благодаря российским миротворцам была стабилизирована ситуация в зоне грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов и созданы условия для решения имеющихся проблем путем мирных переговоров между конфликтующими сторонами. Поэтому деятельность российских МС много раз оценивалась ООН и другими международными организациями самым положительным образом. Многочисленные же попытки Тбилиси изменить мандат российских МС и использовать их для силового возврата Абхазии и Южной Осетии пока оставались безрезультатными.
Что касается замены российских миротворцев, то и здесь не все однозначно. Ни ЕС, ни НАТО, ни ОБСЕ не имеют опыта успешного разрешения конфликтов такого рода. Напротив, на протяжении десятилетий пробуксовывает урегулирование на Северном Кипре, силовым путем при попустительстве ЕС решена проблема Сербской Краины, не движется процесс интеграции в одно государство этнических общин Боснии и Герцеговины, в тупике находится ситуация в Косово. Ни в одном из этих регионов не решена проблема возвращения беженцев к местам своего проживания. Характерно, что специальный представитель Европейского Союза по Южному Кавказу П.Семнеби считает, что к замене российских миротворцев в Южной Осетии и Абхазии следует подходить крайне осторожно.
К слову сказать, вопреки неким утверждениям Россия не предполагает какой-либо аннексии территорий так называемых непризнанных государств и делает ставку на решение соответствующих проблем путем переговоров, при отказе от ультиматумов и угрозы применения силы. Но при этом нельзя не отдавать себе отчет в опасности некомпетентного и поспешного вмешательства в процессы, имеющие глубокие исторические корни, связанные с кровопролитными конфликтами и многолетним противостоянием. Следует признать, что абхазы и грузины, южные осетины и грузины пока не готовы жить в одном государстве и "загнать" их в него при всем желании невозможно. Примирению народов должны предшествовать многолетние планомерные усилия по преодолению образа врага, разрушению стереотипов, налаживанию человеческих и экономических контактов между сторонами. В этом процессе с готовностью примет участие Россия, к нему должны подключиться и другие заинтересованные страны и организации.
Во взаимоотношениях России и Грузии много нерешенных проблем. Их нельзя разрубить мечом как некогда "гордиев узел". Для их разрешения нужно время, терпение и добрая воля.
Как известно, наиболее сложным вопросом во взаимоотношениях двух стран является проблема территориальной целостности Грузии и присутствие российского миротворческого контингента в зонах грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов. Поиски взаимоприемлемого решения о статусе Абхазии и Южной Осетии являются как сферой сотрудничества, так и камнем преткновения между Россией и Грузией. При этом в самих республиках предпочтение отдается посредничеству России.
В последнее время отчетливо обозначилась тенденция все более жесткой критики российских миротворцев с грузинской стороны. Они обвиняются в том, что якобы "не смогли решить ни одной из имеющихся проблем, представляют препятствие на пути политического урегулирования конфликтов". Отсюда и решения грузинского парламента о прекращении миротворческой операции, призывы к ее переформатированию и интернационализации.
Более того, грузинский МИД обвинил военнослужащих 309 наблюдательного поста КСПМ СНГ, размещенного в районе крепостных сооружений 18 века в н.п. Анаклия Зугдидиского района, в "беспощадном истреблении этой важнейшей части грузинской культурно-исторической наследственности" и потребовал его передислокации. Появились и апелляции к мировой общественности, ЮНЕСКО и другим международным организациям "дать должную оценку сложившейся ситуации". В этой связи не может не вызвать удивление время, выбранное для подобных эскапад. Наблюдательный пост на прилегающей к историческому памятнику территории существует с 1994 года. А вспомнили о нем только сейчас. Аналогичные крепостные сооружения, расположенные рядом с районным центром Зугдиди, выглядят гораздо более разрушенными, хотя там и нет российских миротворцев.
Думается, что весь этот всплеск претензий к России ? не что иное, как идеологическое прикрытие внутренних трудностей, переживаемых Грузией, а также следствие влияния внерегиональных политических сил, заинтересованных в выдавливании России из Кавказского региона.
Ситуация, безусловно, накаляется, на первый план выходят эмоции, а это порождает все более жесткие и непродуманные заявления, в том числе и военного характера со стороны грузинских официальных лиц самого высокого уровня. И в этом, кстати, кроется большая опасность. Если хоть на минуту выпустить ситуацию из-под контроля, то волей лидеров могут завладеть "страсти", как это называл известный французский историк Первой мировой войны Пьер Ренувен, и тогда события будут следовать вслед за дьявольской логикой войны. В истории это уже давно аксиома.
Между тем свой мандат по разъединению сторон, поддержанию мира и стабильности в зонах конфликтов российские миротворцы выполняют четко. Благодаря российским миротворцам была стабилизирована ситуация в зоне грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов и созданы условия для решения имеющихся проблем путем мирных переговоров между конфликтующими сторонами. Поэтому деятельность российских МС много раз оценивалась ООН и другими международными организациями самым положительным образом. Многочисленные же попытки Тбилиси изменить мандат российских МС и использовать их для силового возврата Абхазии и Южной Осетии пока оставались безрезультатными.
Что касается замены российских миротворцев, то и здесь не все однозначно. Ни ЕС, ни НАТО, ни ОБСЕ не имеют опыта успешного разрешения конфликтов такого рода. Напротив, на протяжении десятилетий пробуксовывает урегулирование на Северном Кипре, силовым путем при попустительстве ЕС решена проблема Сербской Краины, не движется процесс интеграции в одно государство этнических общин Боснии и Герцеговины, в тупике находится ситуация в Косово. Ни в одном из этих регионов не решена проблема возвращения беженцев к местам своего проживания. Характерно, что специальный представитель Европейского Союза по Южному Кавказу П.Семнеби считает, что к замене российских миротворцев в Южной Осетии и Абхазии следует подходить крайне осторожно.
К слову сказать, вопреки неким утверждениям Россия не предполагает какой-либо аннексии территорий так называемых непризнанных государств и делает ставку на решение соответствующих проблем путем переговоров, при отказе от ультиматумов и угрозы применения силы. Но при этом нельзя не отдавать себе отчет в опасности некомпетентного и поспешного вмешательства в процессы, имеющие глубокие исторические корни, связанные с кровопролитными конфликтами и многолетним противостоянием. Следует признать, что абхазы и грузины, южные осетины и грузины пока не готовы жить в одном государстве и "загнать" их в него при всем желании невозможно. Примирению народов должны предшествовать многолетние планомерные усилия по преодолению образа врага, разрушению стереотипов, налаживанию человеческих и экономических контактов между сторонами. В этом процессе с готовностью примет участие Россия, к нему должны подключиться и другие заинтересованные страны и организации.
Во взаимоотношениях России и Грузии много нерешенных проблем. Их нельзя разрубить мечом как некогда "гордиев узел". Для их разрешения нужно время, терпение и добрая воля.
