"Карта" Таможенного союза в руки Киргизии
27.11.2014 19:07
Как известно, Киргизия – очередное государство на постсоветском пространстве, стоящее на пороге присоединения к Таможенному Союзу (пока это Россия, Белоруссия и Казахстан). Не так давно руководство этой Центрально-Азиатской республики приняло "дорожную карту" по интеграционным процессам с ТС. С одной стороны, вступление в этот союз сулит Киргизии выгодное развитие торговой и экономической сфер, а также политическую поддержку со стороны членов организации. С другой, не все эксперты столь категоричны, есть и те, кто видит, как говорится, другую сторону медали.
Основные оппоненты сторонников интеграции – это некоммерческие организации, фонды и движения, финансируемые преимущественно западными организациями, в том числе и наделавшая шума USAID (агентство США по международному развитию): эта организация приложила руку не к одной "цветной революции". В то же время зарубежные СМИ не перестают критиковать намерение киргизского руководства присоединиться к организации.
Например, The Financial Times считает, что "в случае вступления в объединение во главе с Кремлем Киргизии придется ввести пошлины на товары из Китая, которые сейчас ввозятся беспошлинно. Киргизы покупают их и перепродают России дороже". Да, сегодня одной из основных статей дохода республики является реэкспорт из Китая и Турции. Фактически население торгует контрафактом: товары поступают на территорию республики, где меняется только упаковка, перепечатываются лейблы, затем эта же продукция, но уже под видом киргизского происхождения "экспортируется" в другие страны.
Противники интеграции утверждают: отказ от реэкспорта неизбежно приведет к росту безработицы и высвобождению трудящихся, занятых в сфере оптовой и челночной торговли. Кроме того, представитель исследовательского подразделения группы FT - ASEAN Confidential Гевин Боуринг в интервью все той же The Financial Times заявил, что последствием вступления Бишкека в союз будет значительное увеличение расходов по торговле со странами, не входящими в ТС. Он также утверждает, что эта Центрально-Азиатская республика не сможет конкурировать с тем же Казахстаном, который уже является членом организации. Оппоненты интеграционных процессов также прогнозируют рост тарифных ставок и снижение заинтересованности в Киргизии как в стране-транзитере.
Все ли так бесперспективно для Бишкека? Неужели руководство страны готово вступить в эту организацию себе в убыток?
В действительности со вступлением в союз оптовикам придется лишь переориентироваться с внешнего производителя на киргизского и на внутренний рынок. Рабочие места останутся, а возможности беспошлинной торговли сохранятся. Киргизия, Китай и Россия являются членами ВТО, а значит, нет препятствий к взаимовыгодному сотрудничеству этих государств и предоставлению экономических льгот. В том числе не стоит исключать возможность установления дополнительных договоренностей по беспошлинной торговле между партнерами.
К тому же сокращение реэкспорта позволит странам-участницам ТС защитить и поддержать собственных производителей, а также препятствовать формированию демпинговых цен. В связи с этим эксперты прогнозируют улучшение платежного и торгового баланса Киргизии.
Помимо этого, организация готова создать условия для свободного перемещения трудовой силы между странами-членами союза. Налицо преимущества для киргизских граждан: упрощенная процедура трудоустройства, создание благоприятных условий жизни и деятельности для работников и их семей. В частности, трудящиеся-мигранты получат все социальные права, которые имеют граждане государства пребывания.
Действительно, Бишкеку придется адаптироваться к новой таможенной и тарифной системе. При этом явным преимуществом присоединения к организации является возможность сохранить беспошлинный и льготный импорт товаров стратегического значения. Это означает уменьшение торговых издержек и рост конкурентоспособности киргизской продукции.
Более того, сфера легкой промышленности республики получит активное развитие. Так, киргизская швейная продукция является востребованной в России и Казахстане. С вступлением в союз Киргизия еще и расширит рынки поставок своих товаров. Стоит ли отдельно отмечать тот факт, что данный шаг положительно скажется на товарообороте и экономическом развитии страны?
Еще одним плюсом интеграции в ТС является возможность Киргизии, наряду с Белоруссией и Казахстаном, участвовать в российском импортозамещении. Принимая во внимания непростую международную обстановку и санкционное давление на Москву, Бишкек получит выгодные условия для поставок продукции в Россию. Это будет только способствовать увеличению производства и экспорта мясо-молочной продукции, свежих и сушеных овощей и фруктов, текстиля, одежды, а также укрепит экономические и торговые связи обеих стран.
Немаловажно и то, что членство в союзе привлечет прямые инвестиции. Например, Россия уже вложила 2,5 млрд. долларов в развитие гидроэнергетического сектора Киргизии. Вдобавок при организации грамотной и согласованной политики сотрудничества и кооперации членами организации в перспективе можно ожидать создания совместных транснациональных корпораций.
Более того, во вступлении Киргизии в ТС заинтересованы действующие члены организации. Россия даже намерена создать специальный фонд развития в целях облегчения процесса интеграции этой Центрально-Азиатской республики в союз.
Кто-то скажет, что на создание и реализацию той же "дорожной карты" по вступлению в организацию нужны деньги, которых, во-первых, нет, а, во-вторых, которые было бы разумнее потратить, скажем, на социальную поддержку своих граждан. Действительно, на "дорожную карту" КР необходимо 377 млн. долларов. Но в соответствии с киргизско-российским Соглашением о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской интеграции, в виде гранта Россия выделит 200 млн. долларов, а остальную сумму готов покрыть Казахстан. Соответственно, руководству республики платить не придется.
Более того, Москва намерена профинансировать проекты в швейной, текстильной, агропромышленной, обрабатывающей, горнодобывающей и металлургической отраслях. Фактически, ТС готов вложить свои деньги для того, чтобы помочь Киргизии быстро и безболезненно интегрироваться в организацию. Такая заинтересованность объясняется намерением этих стран укреплять партнерство с Бишкеком, развивать взаимовыгодные проекты и способствовать экономическому росту стран-участниц союза.
Несмотря на возможные трудности и вызовы, с которыми Киргизия столкнется в начале процессов по присоединению к Таможенному союзу и к которым апеллируют западные страны, вступление в организацию подразумевает среднесрочные и долгосрочные перспективы региональной интеграции. Запад пытается убедить Бишкек в негативных последствиях членства в союзе, и складывается впечатление, что он просто пытается переманить Киргизию на свою сторону. Однако альтернативы у Таможенного союза нет. Хотя США и их сателлиты оказывают давление на киргизское руководство, критикуя их за намерение вступить в ТС, предложить им, по сути, нечего.

