Чужая среди своих
10.08.2015 20:09
Прошло уже семь лет с момента грузинской агрессии на территорию Южной Осетии, во многом предопределившей дальнейшее формирование региональной геополитической структуры на Кавказе. Ответом на нападение Грузии стало провозглашение двух независимых республик – Абхазии и Южной Осетии, выбравших курс на евроазиатское развитие через всестороннее сотрудничество с Россией. Что изменилось с тех пор, в каком состоянии находятся отношения Тбилиси со странами региона и с молодыми республиками, имеющими свои личные исторические счеты к грузинскому руководству?
После ухода с политической арены экс-президента Михаила Саакашвили, главного вдохновителя силовых методов решения территориальных проблем, военная риторика Тбилиси резко поменялась – возвращать непокорные республики решили при помощи долгосрочной государственной программы "Вовлечение путем сотрудничества". Стратегия предполагает "реинтеграцию оккупированных территорий" через налаживание экономических и культурных связей, восстановление объектов инфраструктуры и т.п. Однако программа не дает ответа на краеугольный вопрос – кто понесет ответственность за военные преступления Грузии против жителей Абхазии и Южной Осетии?
По мнению многих экспертов, именно позиция Тбилиси, не желающего говорить на равных с руководством провозглашенных республик (по грузинской версии, "оккупированных территорий"), минимизирует и без того незначительные шансы на начало диалога между тремя государствами.
Тем не менее грузинские власти по-прежнему уверены в правильности своего политического курса, ориентированного на интеграцию в европейские и натовские структуры. По сути, из постсоветских стран восточного блока Грузия единственная (за исключением Туркменистана, проповедующего свою исключительную самостоятельность), кто стойко несет прозападное знамя, игнорируя при этом исторически и географически сложившиеся связи с евразийскими соседями.
Между тем следует отметить, что грузинская евроинтеграция слегка затянулась – дальше ожидания подписания документов и выполняет мероприятий Плана действий по членству в НАТО дело не продвинулось. Складывается впечатление, что процесс выполнения требований для соответствия членству в ЕС и НАТО для Грузии будет продолжаться бесконечно.
Однако на этом направлении у Тбилиси есть и успехи. 25 июля глава делегации Европарламента Эльмар Брок на встрече с грузинским премьер-министром заявил о значительном прогрессе Грузии на пути в ЕС, высоко оценив проведенные в стране преобразования в рамках реформы силовых и судебных ведомств.
28 июля стало известно о ратификации Испанией соглашения об ассоциации Грузии и Молдавии с Евросоюзом, предусматривающей создание зон свободной торговли. По соглашению Грузия взяла на себя обязательства по проведению реформ в сфере экономики, торговли и судебной системы. Из 28 стран ЕС документ ратифицировали уже 24 государства, очередь за Бельгией, Грецией, Италией и Францией.
В то же время, в вопросе принятия Грузии в Североатлантический альянс сохраняются нерешенные проблемы. В настоящее время грузинская армия участвует в военных учениях и зарубежных военных операциях НАТО, пытается осуществлять строительство национальных вооруженных сил в соответствии со стандартами блока, строит на своей территории военные объекты НАТО, а также организует обучение военнослужащих с помощью американских военных инструкторов. Однако дальше роли Грузии в качестве союзника Североатлантического альянса разговор не идет. Основными противниками грузинского членства в НАТО являются такие европейские гранды, как Германия, Франция и Италия, не желающие очередного витка политической конфронтации с Москвой, выступающей против увеличения Североатлантического альянса за счет постсоветских стран. В идее будущего членства Тбилиси в НАТО сомневаются и некоторые грузинские политики. По утверждению спецпредставителя грузинского премьера по урегулированию отношений с Россией Зураба Абашидзе, он не верит в североатлантическую интеграцию Грузии.
"Присоединение Грузии к НАТО – это вопрос не обсуждается сегодня, не будет он рассматриваться и завтра", - заявил Абашидзе в интервью The Wall Street Journal.
В кавказском регионе Тбилиси является мощным антироссийским информационным рупором, однако эта миссия дается ему все с большим трудом. Бесславно закончилась недавняя грузинская попытка присоединиться к продлённым санкциям ЕС против России. 30 июля госминистр Грузии по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры Давид Бакрадзе объявил об "автоматическом присоединении страны к антироссийским санкциям". Однако уже 4 августа, после заявления Роспотребнадзора о "систематическом нарушении технологий производства" грузинских вин, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили и вышеупомянутый Зураб Абашидзе заявили о том, что официальный Тбилиси не присоединялся к решению Евросоюза о продлении установленных для России санкций.
Обособленная позиция Тбилиси среди бывших советских республик восточного крыла наглядно проявляется на фоне набирающих обороты БРИКС, ЕврАзЭС (пополнившееся Киргизией) и ШОС (запустившей механизм по приему Индии и Пакистана), сплотивших в одном военно-экономическом союзе Армению, Белоруссию, Казахстан, Китай, Россию, Таджикистан, Узбекистан и ряд других стран. По оценкам аналитиков, имплементация в ШОС таких крупных государств, как Индия и Пакистан с миллиардным населением, ядерным оружием, быстрорастущей экономикой и важным геостратегическим положением, приведет к значительному росту ее международного авторитета.
В настоящее время Грузия однозначно заявляет о своем внешнеполитическом выборе, который должны уважать все участники мирового политического процесса. В то же время, ситуация с Грузией все больше напоминает название известного фильма"Свой среди чужих, чужой среди своих". Тбилиси не находит понимания среди своих ближайших соседей и остается чужим для европейцев, не спешащих принимать кавказского друга в свой круг.

