Эр-Рияд намеренно дестабилизирует ситуацию на Ближнем Востоке
15.01.2016 21:40
Саудовская Аравия объявила о разрыве дипломатических отношений с Ираном. Министр иностранных дел королевства Адель аль-Джубейр заявил: "Мы не позволим Ирану угрожать нашей безопасности и стабильности и создавать террористические ячейки у нас в стране или на территории стран-союзников. Мы решили, что лучшим выходом для нас будет разрыв дипломатических отношений, так как ИРИ продолжает способствовать распространению терроризма". Вместе с тем событиям в столице Ирана, а конкретно нападениям на посольство Саудовской Аравии в Тегеране и консульства этой страны в Мешхеде предшествовала провокация со стороны саудовских властей.
Напомним, 2 января власти королевства объявили о массовой казни 47 человек, обвиненных в принадлежности к экстремистским группировкам и причастности к совершению терактов. Наибольший резонанс вызвала казнь известного шиитского проповедника аятоллы Нимра ан-Нимра, который не имел никакого отношения к "Аль-Каиде", "Иcламскому государству" и иным террористическим группировкам. Власти Ирана отреагировали на расправу над ан-Нимром незамедлительно. "В то время как террористы, которых поддерживает королевство, нарушают спокойствие и безопасность и представляют угрозу для людей, проживающих в регионе, режим Эр-Рияда осуществляет казни своих политических противников, таких как шейх ан-Нимр", – заявил пресс-секретарь министерства иностранных дел Ирана Хосейн Джабер Ансари.
Обострение отношений между Ираном и Саудовской Аравией интернет-изданию "Российский миротворец" прокомментировал директор Исследовательского центра "Ближний Восток - Кавказ" Станислав Тарасов.
"Саудовская Аравия хорошо знала, что казнь ан-Нимра вызовет возмущение и ухудшит отношения с Ираном. Иран является главным региональным соперником саудитов, поэтому Эр-Рияд всеми силами пытается противостоять геополитическим изменениям на Ближнем Востоке, которые сейчас происходят в пользу Ирана. Королевство опасается, что международные санкции против ИРИ будут сняты. А если это в ближайшем будущем произойдет, геополитическая роль Ирана в этом регионе увеличится. Это означает, что провокационность действий саудитов заключалась в попытке ослабить влияние Ирана и распределить баланс сил в Ближневосточном регионе в свою пользу", – считает эксперт.
Тарасов уверен, что обострение отношений между Тегераном и Эр-Риядом до открытого противостояния не дойдет. "Начало войны на религиозной почве маловероятно, поскольку в этом не заинтересована ни одна из сторон, поскольку в этом конфликте на первый план выходит не религиозный фактор, а стратегическое соперничество между двумя странами. Однако инцидент с казнью иранского проповедника показал, что раскол в исламском мире на шиитские и суннитские зоны становится серьезной проблемой и может иметь долгоиграющие последствия. Многие мировые лидеры призвали не допустить дальнейшей эскалации отношений между странами. Так, Россия предложила выступить в роли посредника в конфликте между Саудовской Аравией и Ираном. Что касается намерений США, то они не заинтересованы в разжигании войны между странами. Несмотря на публичные разногласия между Москвой и Вашингтоном, в вопросе сирийского урегулирования стороны сумели договориться по многим ключевым вопросам. Наши интересы носят более глобальный и всеобъемлющий характер, нежели интересы региональных держав", – отметил эксперт.
Тарасов не исключает тот момент, что подобными провокациями Саудовская Аравия разыгрывает карту цен на нефть. "Долгое время королевство имело возможность корректировать добычу нефти и тем самым регулировать мировые цены на нефть. Однако с появлением на нефтяном рынке США оно такой возможности больше не имеет. Возможно, саудовские власти рассчитывали на то, что обострение ситуации на Ближнем Востоке само по себе может притормозить продолжающееся падение мировых цен на нефть", – полагает эксперт.
"Очевидно, Эр-Рияд теряет свое геополитическое доминирование на всем Ближнем Востоке. Его планы, в которые входила международная изоляция Ирана, потерпели крах. Иран по объему своих природных ресурсов потенциально может быть ведущей страной региона. Стоит отметить, что противоречия конфликта между ИРИ и Саудовской Аравией носят глубоко исторический характер. Поэтому казнь иранского проповедника была лишь предлогом, чтобы достичь конфликтной ситуации. Сейчас идут непростые процессы, и их последствия сложно предсказать, но я уверен, что в ближайшие десять лет мы можем увидеть новую расстановку сил на Ближнем Востоке", – заключил Тарасов.

