Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Санкции как симптом страха и бессилия

16.03.2016 14:13

Виктор Литовкин

Президент Обама решил еще на один год, до 6 марта 2017, продлить режим антироссийских санкций, о чем с удовольствием сообщил Белый дом. "Действия и политика Российской Федерации, о которых идет речь в моих указах, продолжают представлять необычную и чрезвычайную угрозу интересам национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов, и поэтому я продлеваю на один год режим (санкционного) чрезвычайного положения", - приводит слова президента сайт Белого дома. Среди причин указываются аннексия Россией Крыма, использование силы на Украине и попытки подорвать там демократические процессы.

Действие санкций в отношении нашей страны уже продлевалось не раз, их снятие в США и Евросоюзе традиционно увязывают еще и с исполнением минских договоренностей - плана мирного урегулирования ситуации на востоке Украины. Между тем к содержанию и условиям выполнения минских соглашений Россия имеет весьма косвенное отношение – оно зависит от киевских властей, с чем на последней встрече "нормандской четверки" в Париже согласились министры иностранных дел Германии и Франции.

Впрочем, все указанные претензии США – только повод для продолжения санкций. Настоящая причина – в истерической боязни Соединенных Штатов возрождения России как признанного конкурента США на мировой арене. Во всех сферах, в том числе и военной. И хотя мы часто слышим от министра обороны Эштона Картера и верховного главнокомандующего Объединенными вооружёнными силами НАТО в Европе генерала Филипа Бридлава воинственные заявления - мол, "США готовы воевать с Россией и победить ее", на агрессию против нашей страны они вряд ли когда-либо решатся. Ракетно-ядерная Россия – не Ирак и не Афганистан, она может превратить Штаты в "радиоактивную пустыню", как заявил один из российских политиков.

Политический и дипломатический диктат тоже не проходит. Остается последний аргумент – экономические и финансовые санкции, нацеленные на ослабление российской экономики. И санкции эти - не решение Вашингтона, принятое после событий на Украине и в Крыму. Такой политике уже, как минимум, 67 лет. Ставить барьеры перед технологическим развитием нашей страны Соединенные Штаты начали практически сразу после Второй мировой войны, когда Советский Союз пытался возродить свое народное хозяйство, ликвидировать руины, нанесенные ему гитлеровской агрессией. И вместо помощи бывший союзник по "второму фронту" организовал в 1949 году "Координационный комитет по экспортному контролю", так называемый КОКОМ. От английского Coordinating Committee for Multilateral Export Controls.

В эпоху холодной войны в этот КОКОМ, кроме США, вошли (Канада, Австралия, Япония, Великобритания, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания и Турция. Комитет составлял перечни "стратегических" товаров и технологий, не подлежащих экспорту в страны "восточного блока". Фактически Комитет, возглавляемый Вашингтоном, разработал для нашей страны стратегию "контролируемого технологического отставания".

Не получилось. Несмотря на все препятствия, СССР создал атомную и водородную бомбы, что остановило запланированные Пентагоном ядерные бомбардировки наших городов. Затем мы поставили на поток стратегические ракеты, первыми в мире запустили в космос спутник, а потом и пилотируемый Юрием Гагариным космический корабль. Были построены атомные ледоколы и атомные ракетоносцы, пассажирские лайнеры, сверхзвуковые истребители и бомбардировщики, крупнейшие на планете гидроэлектростанции, первая АЭС и т.д. Мы создали все это в том числе и потому, что сумели обходить КОКОМ.

Его заменили 1996 году Вассенаарскими договоренностями, куда вошли 33 государства. Этот документ стал контролировать поставки вооружений и технологий "двойного применения", у него было право заблокировать ту или иную сделку. Но эффект был прежним: соглашение способствовало получению новейших российских технологий.

Сильные барьеры перед нашим технологическим развитием выстроила в 1974 году "поправка Джексона-Вэника". Принятая в дополнение к Закону о торговле США, она ограничивала процесс двусторонней торговли со странами, препятствующими эмиграции евреев в Израиль, нарушающими права человека. Поправка препятствовала выделению кредитов, вводила практику дискриминационных тарифов и сборов, т.е. работала против России.

Эта поправка была отменена для нашей страны пару лет назад, но ее быстренько заменили "Списком Магницкого", который обусловливал персональные санкции против ряда отечественных политиков, законодателей и других лиц, якобы виновных в трагической смерти адвоката Магницкого.

История с государственным переворотом на Украине, инспирированная США и их союзниками по ЕС и НАТО, как и референдум жителей Крыма о присоединении к России - только новый, очередной повод принять с помощью санкций меры против нашей страны, не допустить эффективного развития ее экономики, оборонной промышленности и высоких технологий. А заодно убрать с международной арены очень сильного и независимого конкурента. В том числе и военного. Отсюда залихватские и высокомерные заявления президента Обамы о "разорванной в клочья" российской экономике, о "региональной державе", которая не в состоянии противостоять США. События в Сирии в очередной раз доказывают, что в Вашингтоне опять просчитались.

Но вот, что интересно. Пытаясь "притормозить" такого конкурента, как Россия, Вашингтон наносит удар и по Европейскому союзу, навязав ему санкции против нашей страны. У нас, конечно, радости от этого никто не испытывает, но что касается Евросоюза, то санкции буквально прошлись по нему катком: благодаря им ежегодно теряется около 100 млрд евро (Россия - в 5 раз меньше). Особенно пострадало сельское хозяйство Франции, Польши, упал тесно связанный с нами итальянский экспорт, значительные убытки несет промышленное производство Германии. Зато в порядке американские фирмы, в числе которых и Боинг, продолжающий покупать у России титановые конструкции для своих пассажирских лайнеров, несмотря на санкции (в каждом Боинге" до 40% комплектующих - российского производства). А Пентагон, несмотря на возражение конгресса, наплевав на санкции, уже законтрактовал с нами около сотни двигателей РД-180 для своих ракет, выводящих в космос спутники различного назначения.

В одном я твердо убежден: наивно надеяться и ждать, что пройдет время - и санкционный режим против нашей страны будет ослаблен или отменен. Он останется. Непременно будет продлен под тем или иным предлогом, вне зависимости оттого, кто займет Белый дом. Об этом ярко свидетельствует вся история послевоенных взаимоотношений двух великих держав. Соединенным Штатам не нужны на мировой арене сильные, самостоятельные и непокорные игроки, и они будут делать все, чтобы их не было. Идея исключительности, гегемонизма, глобального доминирования превратилась для американской элиты, особенно неоконсерваторов, которые находятся сейчас у власти в стране и будут оставаться на этом Олимпе еще долго, в своеобразную религию.

Эту данность надо принять как историческую и идти своей дорогой. Развиваться на всех направлениях, не оглядываясь ни на кого. Служить только национальным интересам, опираясь на собственные резервы, на силу воли, талант и высокий профессионализм своих инженеров, конструкторов, экономистов, ученых… Ими-то никогда не оскудеет русская земля. И развивать взаимовыгодное международное научно-техническое и технологическое сотрудничество с теми, кто этого желает, не страшась "американской дубинки". Такие страны есть.

И пусть американские политики рвут и мечут от бессилия "сломать" нас, пусть упиваются самовлюбленностью. Мы в России смотрим на таких с иронией.