Восьмой раунд межсирийских переговоров в Женеве закончился безрезультатно
05.12.2017 12:20
Официально прямые переговоры должны были начаться 28 ноября 2017 года. Без предварительных условий и требований. Однако заново сформированная в Эр-Рияде объединенная делегация сирийской оппозиции во главе с Наср аль-Харири еще накануне прибытия в Женеву обнародовала намерение добиваться на переговорах отстранения президента Башара Асада от участия в процессе политического урегулирования. Понятно, что представители оппозиции озвучили позицию Саудовской Аравии, руководство которой не скрывает намерений любыми средствами сменить власть в Сирии.
Кроме этого оппозиционеры высказали намерение добиться безусловного отстранения Ирана, активно участвующего в войне против террористов на стороне правительственных сил.
Все это, особенно условие об отстранении сирийского президента от участия в подготовке политического урегулирования, вызвало решительное неприятие со стороны официальной сирийской делегации во главе с постоянным представителем Сирии при ООН в Нью-Йорке Башаром Джаафари. Остается только удивляться, что главное лицо – специальный представитель Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура -поддержал условие оппозиционеров.
Таким образом, очередной раунд переговоров в Женеве, не начавшись, был обречен на провал. Лишь благодаря усилиям российской делегации, возглавляемой постоянным представителем РФ при женевском отделении ООН Алексеем Бородавкиным, переговорный процесс все же был запущен на два дня позже намеченной даты. Причем, опять по той же, как и в Астане, схеме: обе делегации вели переговоры «через стену», находясь в разных помещениях. Стаффану де Мистуре приходилось бегать от одних переговорщиков к другим…
Несмотря на различные политические маневры, идеи и инициативы, обе делегации 2 декабря пришли к выводу о бесполезности дальнейшего «диалога», и делегация Дамаска покинула Женеву. Стаффан де Мистура выразил надежду на скорое продолжение переговоров и убедил оппозиционеров остаться в Женеве. Что те и сделали, дожидаясь повторного созыва конференции в середине декабря, однако кризис «женевского формата» на этот раз стал очевиден для всех.
Однако в столице Казахстана все без исключения этапы переговоров имели позитивный результат. Главный секрет положительных итогов кроется в тщательной подготовке, продуманности форума и ответственности его организаторов. Участникам переговоров буквально некуда было деваться под напором убедительных инициатив организаторов при благосклонном и уважительном отношении ко всем участникам диалога. Кроме того, было четко определено место Стаффана де Мистуры, который не вмешивался в переговорный процесс, выполняя не менее важную функцию координатора. И здесь он был на высоте своего положения. Ведь последняя встреча в Астане уже носила международный уровень с участием наблюдателей от ряда влиятельных арабских и других государств.
Приходится повторить тезис о том, что все без исключения встречи в Женеве были провальными. Последняя – можно сказать «лебединая песня» де Мистуры: в Нью-Йорке распространяются слухи, что он «не на месте» и его необходимо заменить. Возможно, его преемник и сможет сдвинуть с мертвой точки политическое урегулирование в Сирии. Но, как правило, результат бывает обратным. К сожалению.
Вообще-то сама по себе 8-я конференция в Женеве была преждевременной. В последнее время Россия активно подключилась к организации послевоенного устройства и преодоления кризиса в Сирии. Москва крайне сдержанно отнеслась к непродуманной спешке сирийской оппозиции и поддерживающих ее сторон (прежде всего, Саудовская Аравия) по проведению встречи в Женеве. По мнению МИД РФ, наиболее целесообразно было бы собраться сначала в Астане, обсудить проблемные вопросы и выработать общую позицию по четырем заявленным ранее вопросам (конституция, переходный период и власть, зоны деэскалации, борьба с терроризмом). После решения этих вопросов провести Общенациональный сирийский форум для выработки документа по основным направлениям и этапам политического урегулирования кризиса в стране.
А пока сирийская армия при поддержке ВКС России, Ирана и иракских милиций уверенно громит остатки вооруженных отрядов исламского террористического интернационала в провинциях Дейр-эз-Зор и Хама.
Непреложным фактом остается растущая сговорчивость оппозиции после каждого крупного успеха правительственной армии, который «вышибает» почву из-под ног той же Саудовской Аравии и ее союзников, пытающихся диктовать свои условия «урегулирования» в Сирии. И еще. Очередная конференция в Женеве вновь продемонстрировала зыбкость объединенной в Эр-Рияде сирийской оппозиции, проявившей в конце встречи наличие разногласий.
Когда в друзьях согласья нет, то нечего и рассчитывать на свою победу…

