Китайский арктический путь
24.06.2019 17:39
Китайская экономика достигла таких внутренних пределов развития, что ей становится тесно внутри национальных границ. Растущая промышленность требует расширения ресурсной и энергетической базы, а также открытия новых рынков сбыта.
В этой связи перспективным для КНР направлением представляется арктический вектор, поскольку он позволяет Пекину не только решить некоторые тактические задачи, но и значительно укрепить свою роль в глобальной политике.
Интерес Китая к крайнему Северу в свете определенного дефицита сырья и ресурсов вполне объясним. Во-первых, в этом регионе находятся около 30% неразведанных запасов газа и 13% нефти. При этом потребность в природном газе в Китае увеличивается и, ожидается, что к 2020 году достигнет 300 млрд куб. м. Однако произвести он способен только 200 млрд куб. м.
В данном контексте Арктика с большим ресурсным потенциалом и относительно широкой свободой действий приобрела для КНР стратегическое значение. Во-вторых, не менее значимой целью современного Пекина является выход на новые рынки сбыта и увеличение экспорта. Для наращивания морского сообщения с Европой Китай решил воспользоваться транзитным потенциалом Арктики, вместо того, чтобы полагаться на уже существующие маршруты через Суэцкий или Панамский каналы. Наиболее предпочтительным вариантом организации арктического транспортного коридора Китай считает Северный морской путь, поскольку Россия так же, как и КНР, стремится проводить независимую политику в Арктике и демонстрирует готовность инвестировать в регион крупные средства.
Реализацией политики на арктическом направлении в Китае занимается Арктическая и антарктическая администрация (Chinese Arctic and Antarctic Administration) – организация под патронажем Министерства природных ресурсов, осуществляющая функции управления научными экспедициями в Арктике и Антарктике, а также стратегического планирования и обеспечения международного сотрудничества в регионах.
Об амбициях Пекина в Северных широтах говорит и тот факт, что Китай признает себя государством, вносящим существенный вклад в развитие региона, поскольку его деятельность в Арктике охватывает все ключевые аспекты. Только на научные исследования в Арктике он тратит ежегодно около 60 млн долларов США. Пекин строит в Шанхае Арктический научно-исследовательский центр и планирует увеличить штат научных сотрудников, занимающихся крайним Севером, в пять раз – до тысячи человек.
В опубликованной Информационным бюро Госсовета КНР в конце января 2018 года «Политике Китая в Арктике» Пекин провозглашает себя околоарктическим государством. Географическое положение не позволяет ему быть постоянным членом Арктического совета. Китай наряду рядом других стран является наблюдателем в данной организации, что дает ему право следить за ее деятельностью. Однако участвовать в принятии решений Арктического совета Пекин не может, поэтому он пытается влиять на его деятельность через союзников.
Интерес Пекина к крайнему Северу проявляется и в заинтересованности всеми проектами, касающимися Арктики. В частности, Китай ведет переговоры с Финляндией о прокладке по дну Северного Ледовитого океана оптико-волокнистого кабеля, который поможет улучшить связь между финансовыми центрами КНР и европейскими информационными хабами. Ожидается, что благодаря реализации данных планов цифровой трафик между Европой и Азией в ближайшее время должен удвоиться.
При этом, по мнению специалиста по Китаю, Восточной Азии и Арктике в новозеландском университете М.Лантена, в Пекине прекрасно понимают, что Россия является их ключевым партнером в арктическом регионе. Москва и Пекин считают перспективным взаимодействие
в экономическом освоении Арктики. Обе страны видят огромный потенциал в сотрудничестве и, естественно, хотят им воспользоваться.
Таким образом, хотя и с рядом ограничений, но, тем не менее, Китай становится неотъемлемой частью системы международных отношений в Арктике. Несмотря на удаленное расположение от Заполярья, в долгосрочной перспективе Пекин, скорее всего, добьется своего и станет одним из главных участников освоения ее природных богатств. В этом ключе следует учитывать, что подключение Китая к арктическому диалогу создает иную политическую реальность, которая подталкивает региональных игроков к более тесному взаимодействию как на двусторонней, так
и многосторонней основе, что в конечном итоге будет способствовать выработке более емкого и сбалансированного механизма освоения и сбережения уникального арктического региона.

