Энергетическое сотрудничество России и Аргентины обретает новое звучание
06.11.2019 16:47
XII Международная нефтегазовая выставка Argentina OIL & GAS Expo - одно из важнейших событий в мировой энергетике. В этом году в ней приняли участие 446 компаний из 12 стран мира, которые представили последние технологические разработки в сфере нефти и газа. Параллельно состоялись 4-й Латиноамериканский и 6-й Национальный конгрессы, посвященные вопросу минимизации рисков при добыче нефти и газа. Особое внимание участники дискуссий уделили вопросу внедрения Инициативы по прозрачности добывающих отраслей (ИДПО) – глобального стандарта, который способствует открытому и прозрачному управлению доходами от углеводородов и добычи полезных ископаемых.
Надо заметить, что интерес импортеров и экспортеров нефти и газа прикован к Аргентине не случайно. Энергетический потенциал Латинской Америки (включая Аргентину) довольно существенный. Так, в регионе содержится 10% мировых запасов нефти. Для сравнения: Африка содержит 9,3%, страны Восточной Европы – 8%, Азия - 4%, а Западная Европа – всего 1, 6%. С газом ситуация немного сложнее – Латинская Америка имеет лишь 4% мировых доказанных запасов, однако активно развивает эту отрасль энергетики.
В свою очередь, Аргентина обладает 0,3% мировых запасов «черного золота». Вместе с тем, нефтедобыча в стране в настоящий момент не удовлетворяет растущий внутренний спрос, что, в свою очередь, позволяет предположить, что вклад нефти в торговый баланс страны в частности и региона в целом постепенно сокращается. Впрочем, состояние газовой отрасли тоже не внушает оптимизма. Еще в середине 90-х годов прошлого века Аргентина обладала большими возможностями для экспорта «голубого топлива», однако сегодня рискует оказаться в положении нетто-импортера. Несмотря на то, что Аргентина располагает огромными запасами углеводородов (запасы сланцевого газа в стране равняются 21, 9 трлн. куб. м, что ставит государство на третье место в мире после КНР и США), средств на реализацию проектов в этой области у нее недостаточно. Поэтому Буэнос-Айрес рассчитывает на помощь иностранных инвесторов, и первой в этом списке значится Россия, с которой Аргентину связывает давняя дружба.
Наиболее активно в этом отношении взаимодействуют российский концерн «Газпром» и нефтегазовая компания YPF, контролируемая правительством Аргентины. Первое рамочное соглашение о совместной разведке и добыче углеводородов на месторождениях страны компании подписали еще в 2015 году, и с этого времени активно наращивают деловое партнерство. Так, в ближайшее время «Газпром» рассчитывает выйти на подписание соглашения с YPF по совместному участию в разведке и добыче газа на месторождении Estacion Fernandes Oro (EFO), которое обеспечивает 50% добычи газа в провинции Рио-Негро, расположенной в центральной части Аргентины.
Вместе с тем, в центре внимания компаний остается совместное освоение формации Vaca Muerta, в недрах которой сосредоточены едва ли не крупнейшие в мире залежи сланцевых углеводородов. По данным министерства энергетики США, здесь содержится более 300 триллионов кубических футов газа и 16 с половиной миллиардов баррелей нефти.
У России, благодаря участию в совместных энергетических проектах с Аргентиной, появляется возможность основательно изучить возможности нефтегазовой промышленности в этой сфере и «обкатать» современные технологии, применяемые при добыче углеводородов. В частности, концерн «Газпром» значительно усовершенствовал технологию гидравлического разрыва пласта, которая уже много десятилетий применяется при бурении нефтяных скважин во всем мире.
Ее суть заключается в следующем: в скважину с помощью насосов закачивается жидкость, которая создает в породе трещины, по которым нефть попадает в забой (поверхность скважины, до которой она пробурена в настоящий момент – прим.ред). Для поддержания трещины в так называемом «открытом состоянии» используется специальное вещество - проппант. Однако российские специалисты значительно усовершенствовали этот метод, превратив гидравлический разрыв пласта в многостадийный. Новая технология позволяет увеличить объемы нефте и газодобычи на месторождениях до 50%.
Другой российский концерн НОВАТЭК, который реализует проекты по добычи нефти и газа в Арктической зоне РФ, инициировал создание специального комплекса глубокой переработки побочных продуктов нефтегазодобычи, внедрение которого позволит значительно минимизировать экологический ущерб при освоении нефтяных и газовых месторождений.
Об Арктике разговор зашел не случайно. Именно здесь возможности России в сфере добычи нефти и газа развернулись в полной мере - благо ресурсная база Заполярья это позволяет. Здесь уже функционирует один (проект Ямал-СПГ) и планируется строительство второго (Арктик СПГ-2) заводов по производству сжиженного природного газа. Надо отметить, что эта отрасль энергетики стремительно набирает обороты и уже в ближайшем будущем потеснит на мировом рынке сырья традиционные нефть и газ.
В настоящий момент СПГ производят и экспортируют 18 стран. Лидирует в этом отношении Катар, однако его быстро догоняет Австралия, которая до недавнего времени не играла значимой роли на мировом рынке газа. Вместе с тем, большими мощностями для сжижения газа обладают также Малайзия, Индонезия, Нигерия, а также Аргентина и Россия.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что сегодня СПГ превращается в крайне востребованный «товар», который можно легко доставить в любую точку планеты - при наличии терминала для его хранения. При этом эксперт считает, что России «вполне по силам войти в тройку лидеров по производству этого вида энергоресурса, тем более что мощностей и технологий у страны предостаточно». Не менее оптимистичным выглядит и прогноз специалистов Международного энергетического агентства, которые не исключают, что к 2024 году именно Россия станет одним из ключевых СПГ-игроков на мировом рынке газа.
Вместе с тем, не спешит сдавать позиций и российское «черное золото». Наибольшим потенциалом в этом отношении обладает Западная Сибирь. В частности, в сентябре текущего года из новой скважины, расположенной на Ярудейском месторождении, был получен приток нефти свыше тысячи тонн в сутки.
Одним из главных приоритетов остается и импортозамещение оборудования для СПГ-проектов. В частности, российское предприятие ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом») изготовил для проекта Ямал-СПГ первые импортозамещающие теплообменные аппараты и СПГ-насосы, которые будут использоваться при создании четвертой линии завода, которую планируется ввести в эксплуатацию в начале 2020 года. Не исключено, что они (как и инновационные технологии бурения нефти и добычи газа) найдут применение в новых совместных зарубежных проектах России. В том числе, в Аргентине. Таким образом Москва сможет значительно расширить свои возможности на мировом рынке энергоресурсов, а Буэнос-Айрес «подпитаться» новыми российскими технологиями.

