Белорусские миротворцы в Казахстане
27.01.2022 13:14
В издании Sputnik.by опубликовано пространное интервью с миротворцами из Беларуси, принимавшими участие в миссии ОДКБ в Казахстане в январе этого года. Ниже следует сокращенный текст материала.
Нестабильная обстановка в далекой от Беларуси стране требовала нестандартного решения. И оно было найдено – порядок помогли восстановить миротворцы из стран ОДКБ. Через что довелось пройти белорусам, выяснял Sputnik.
Беспорядки в Казахстане в начале этого года стали не просто главным информационным поводом на континенте, но и настоящей неожиданностью – как для местных властей, так и союзников по ОДКБ. Именно к ним за помощью и обратился президент Токаев.
В рамках беспрецедентной по скорости и масштабности миротворческой миссии в Казахстан были переброшены подразделения из всех стран ОДКБ. А значит, там в числе первых оказались и белорусские миротворцы. Сейчас они уже дома, главное – без потерь, с заслуженными наградами и бесценным опытом, а что осталось за кадром телевизионных выпусков новостей, узнал корреспондент Sputnik Станислав Андросик.
Приказ о начале миссии белорусские миротворцы получили в 19:00 5 января. Дальше все закрутилось, как в кино, с марш-броском со всей техникой. На аэродроме в Мачулищах десантники были уже в 11 часов утра следующего дня.
Перелет в Казахстан с дозаправкой в Екатеринбурге занял почти 10 часов. Счет шел на часы и минуты, а в такой ситуации мобильность играет особенно важную роль.
"Все прошло для нас без инцидентов, и казахстанские военные нас благодарили. Жалели только о том, что все собрались по такому поводу. Лучше, когда мы собирались в ОДКБ на учениях, как раньше", – сказал командир миротворческой роты гвардии майор Игорь Гиль.
По его словам, казахстанским военным было очень приятно, что в такой сложной ситуации "никто из союзников не дрогнул", все прибыли при первой просьбе о помощи и "никто не бросил в беде".
Белорусские миротворцы впервые со времени создания роты приняли участие в миссии всем своим составом, она оказалась успешной, хотя и заняла чуть больше недели. Правда, мировой опыт говорит о том, что миротворческие миссии могут растягиваться на годы и десятилетия.
По мнению Игоря Гиля, для успеха миротворческой миссии в Казахстане хватило простого присутствия контингента всех стран ОДКБ, чтобы "противники подутихли и испугались, а потом и разбежались".
"Нам не нужно было даже лишних команд подавать на блокпостах. Все местные жители знали, что здесь стоят белорусы. Они сами останавливали машины, открывали двери, багажник. Мы досматривали и спокойно их пропускали. За все время мы не нашли ни у кого ни оружия, ни взрывчатки, ничего", – уточнил командир миротворцев.
Интересно, что пока белорусы охраняли военный аэродром, местные жители организовали в селах собственную самооборону и даже предлагали помощь миротворцам...
В такой ситуации может сложиться впечатление, что военным в Казахстане и помощь не была нужна при таких бойких гражданах. Но на деле местные солдаты занимались охраной важных объектов и им нужно было развязать руки.
"Мы справились с задачей, которую до нашего прибытия выполнял целый батальон", – констатировал Игорь Гиль.
Отвечая на вопрос, как в семье отнеслись к зарубежной командировке, командир честно признался, что "мои родные узнали о ней только, когда я уже там находился".
"Зачем родным и близким нервничать?" – задал командир риторический для миротворца и непонятный для гражданского вопрос.
Правда, пришлось признаться, что "была предпринята попытка дать обухом по спине по возвращении, но маме получилось все объяснить, и она поняла, кто я и какие задачи должен выполнять".
"Когда мы вернулись из Казахстана, мы думали, нас встретит оркестр с музыкой, хлеб-соль, все дела. А оказалось, что пришло чуть ли не полгорода", – вспоминает теплый прием в родном Витебске Игорь Гиль.
При этом настоящую гордость, по его собственному признанию, он в первый раз испытал, когда по первому звонку весь личный состав был в части, чтобы отправиться в Казахстан.
"Все летели сюда, вызывали такси. Никто не подвел, не сказал: ай, я болен, ай, я в отпуске", – особо отметил командир роты.
У гвардии прапорщика Романа Шелкова за плечами 15 лет службы в белорусской армии, из них 10 лет – в миротворческой роте. Там он оказался почти случайно. Служить в элитном подразделении ему предложил друг детства: "После того как он рассказал мне о роте, я принял решение. Звучало очень перспективно: изучение английского языка, зарубежные командировки".
По его словам, за годы службы удалось не только повысить квалификацию на специальных курсах в Польше, Чехии, Германии и Сербии, но даже поучаствовать в соревнованиях в Великобритании и Ирландии.
Роман Шелков отметил, что для иностранных военных стало большой неожиданностью, когда белорусские миротворцы победили на Cambrian Patrol в Англии.
"Особенно неожиданным это стало для украинцев. Там участвовал украинский спецназ, и они подумали, что мы тоже "спецы". Хотя всем было озвучено, что мы десантники", – констатировал он.
"Для украинцев было ударом под дых, что белорусы их "сделали", – вспомнил гвардии прапорщик.
Поэтому неудивительно, что, когда пришел приказ об отправке в Казахстан для участия в миротворческой миссии, никто из сослуживцев Романа Шелкова не отказался, хотя имел на это полное право. На стол командира легли рапорты исключительно с просьбой отправить на задание.
По его словам, на все про все миротворческой роте понадобилось чуть более суток. А по прибытии в Казахстан сразу приступили к охране аэродрома Жетыген.
"Мы держали блокпосты и подъезды к ним. График был сумасшедший. Смена у нас выходила по 8 часов. Было напряженно, но рота закрыла то, что должен закрывать батальон", – уточнил миротворец.
По его словам, самая сложная часть несения службы – ночное патрулирование: "Потому что кругом степь, все открыто, и не дай бог работал бы снайпер. Хорошо, что на моем рубеже обошлось без инцидентов".
"В первую ночь ребята работали "срочно" и лежали на земле, потому что не было возможности применить инженерные укрепления. Равнинная местность не позволяла там использовать складки местности и как-то укрыться. Поэтому было тяжело лежать на ветру на продуваемой стороне", – особо отметил Роман Шелков.
После того как поступил приказ отправиться с миротворческой миссией в Казахстан, "было желание сразу отправиться в бой", заявил гвардии старшина Роман Евсеенко. Правда, сразу оговорился, что это метафора – ведь он миротворец.
"Мы добросовестно выполняли свои обязанности, и казахстанские военные были очень дружелюбно к нам настроены. Они благодарили нас за то, что мы прилетели", – заверил гвардии старшина.
По его словам, никто не пытался прорваться сквозь его блокпост к аэродрому, зато приезжали местные жители – просто пообщаться и рассказать, какая кругом обстановка.
"Мы нормально общались, узнавали, где находятся населенные пункты, какие они сами блокпосты выставили и откуда к аэродрому могут пройти люди. Они нам предоставляли хорошую информацию", – рассказал Роман Евсеенко.
Игорь Гиль уже на пороге казармы признался, что все никак не может выспаться. Первые три дня в Казахстане прошли для него полностью без сна. Постоянные объезды блокпостов и проверки попросту не оставляли на это время.
"Жена мне говорит, что по ночам я до сих пор хожу на блокпосты и выставляю часовых", – улыбнулся командир миротворческой роты.
